
Московский район — неотъемлемая часть истории и культуры Петербурга,
район отражает всю трехсотлетнюю историю города.
В планировочном отношении район можно подразделить на три части: северную — от Обводного канала до завода «Электросила», территорию вдоль Московского проспекта от завода «Электросила» до Средней Рогатки, и новые жилые массивы, примыкающие к Московскому проспекту с востока и запада.
Московский район появился на картах Петрограда в 1919 году, а с 1965 года сформировались современные границы района.

План Ленинграда 1925 года из справочника Весь Ленинград
С чего начинался Московский район
Местность, где находится нынешний Московский район, когда-то называлась Сарской мызой от финского «саари-люис» — возвышенное место. Непосредственная близость Пулковских холмов, высота которых достигает 75 метров над уровнем моря, объясняет такое название. Еще двести лет назад Московский тракт под Петербургом стал царской дорогой. По ней августейшие особы направлялись в свою загородную резиденцию — Сарское Село, и его стали именовать Сарской перспективой, а после переименования села
в Царское — Царскосельской перспективой.
В XVIII веке нынешняя Московская застава была частью обширнейшей Московской стороны, местностью дикой и пустынной, покрытой густыми лесами и топкими болотами. В XVIII – первой половине XIX века это была малозаселенная окраина.
В 1810 году часть этой местности была включена в городскую черту
и постепенно начала застраиваться. Три части Московского района известны как Дальняя Рогатка, Ближняя Рогатка и Средняя Рогатка.
Там, где сейчас находятся Московские ворота, находился шлагбаум
и сторожевая будка с караульными, где проверяли подорожные документы
и взимали сборы. Это место называли «Первая (Ближняя) Рогатка».

Часть Плана Санкт-Петербурга, 1808 год
Начало XIX века ознаменовалось очередной переменой названия дороги.
С 1806 года ее часть до Царского Села стали именовать Царскосельским проспектом, но в ходу были и другие названия — Царскосельская дорога, Московский тракт, Обуховский проспект. Границей города стал Обводный канал.
Московские триумфальные ворота
16 октября 1838 года состоялось торжественное открытие главной достопримечательности проспекта – Московских ворот.

Эйхов А. Ф. Торжественная встреча гвардейских полков у Московских триумфальных ворот по возвращении их из Турции в Санкт-Петербург в сентябре 1878 года. ГМИ СПб Инв.№-II-А-11622 ф
Идея возвести триумфальные ворота, как парадный въезд в город со стороны Москвы принадлежит Екатерине II, но осуществлена она была спустя полвека, когда парадное оформление Московской заставы стало уже неотложным требованием времени. А победы России в войнах с Персией и Турцией стали непосредственным поводом к созданию триумфальных ворот. Проект ворот был разработан архитектором В. П. Стасовым. С двух сторон колоннады были построены здания кордегардии, и проезд по Царскосельскому шоссе был возможен только между двумя колоннами в центре, которые отстояли друг от друга «на ширину разъезда двух экипажей».
Московский район в XIX веке
В ХIХ веке застройка Царскосельского проспекта шла достаточно быстро. В 1845 году на проспекте был сооружен Воскресенский Новодевичий монастырь (архитектор Н. Е. Ефимов).

Воскресенский Новодевичий монастырь. Из альбома фотографий «Снимки И.И. Орлова. Виды окрестностей Орловки». Период создания фото: 1893-1917 гг. ГОМ-15830/20
В 1878 году произошла еще одна смена названия бывшей царской дороги. Проспект был переименован в Забалканский в память о героическом переходе русских войск через перевал Шипку и освобождения балканских народов от турецкого ига в ходе войны 1877-1878 годов.
В 80-х годы XIX века вдоль Московского тракта тянулись богатые дачи титулованных владельцев. «Дачные колонии, приютившиеся за Московской заставой до Средней Рогатки, переполнены семейными дачниками. Жизнь здесь чрезвычайно тихая и, пожалуй, однообразная…».
В начале XX века территория района начала застраиваться промышленными предприятиями, доходными домами и домами для рабочих. Здесь были построены: вагоностроительный завод Речкина (Вагонмаш им. И. Е. Егорова), «Товарищество Санкт-Петербургского механического производства обуви» («Скороход») и завод «Сименс-Гальске» («Электросила»).
Зарождение авиации
На территории Московского района зародилась отечественная авиация. Зимой 1885 года на территории Волкова поля была размещена Кадровая команда военных воздухоплавателей. В 1890 году здесь был создан Учебный воздухоплавательный парк (УВП), предназначенный для подготовки офицеров и рядовых для воздухоплавательных воинских частей.
В 1911 году с Корпусного аэродрома (сейчас Парк Авиаторов) поднялся в воздух управляемый дирижабль «Лебедь».
Московский район после революции
В 1930-е годы Московский район решили преобразовать
в административный центр Ленинграда. Построили 74 здания, которые заложили основу парадного, монументального облика района.
С 1936 года на Московском проспекте развернулись крупные работы по разработанному генеральному плану развития города. Ядром застройки не только Московского района, но и всего нового города стала предполагаемая главная площадь Ленинграда — Московская площадь.
Для осуществления этого проекта объявили Всесоюзный конкурс на проектирование Дома Советов. Победил проект архитектора Н. А. Троцкого. Строительство Дома Советов закончилось в 1941 году, но внутреннюю отделку завершили после войны.
Московский район во время Великой Отечественной войны
В годы войны вблизи Средней Рогатки — развилки дорог на Москву и Киев — проходил передний край обороны Ленинграда. Вся территория района подвергалась воздушным бомбардировкам и артиллерийскому обстрелу, которые принесли большие разрушения. Трамвай №3, всю войну курсировавший по проспекту, за исключением блокадной зимы 1941-42 года, делал здесь последнюю остановку и кондуктор обычно объявлял: «Вагон дальше не идет. Дальше фронт».
На седьмом этаже Дома Советов располагался наблюдательный пункт командующего артиллерией Ленинградского фронта. С сентября 1941 года у Пулковских высот проходила линия фронта, где почти непрерывно шли кровопролитные бои. Неслучайно на территории района так много воинских памятников и захоронений. Некоторые улицы района носят имена героев войны.
Московский район после войны
В новом послевоенном Генеральном плане развития Ленинграда большое внимание уделялось застройке и благоустройству Московского района: политика скорейшего восстановления и расширения жилого фонда, промышленных предприятий, социально-бытовой сферы воплотилась в жизнь уже в течение первого послевоенного десятилетия.
В 1961 году южная граница района отодвинулась к Пулковским высотам
и территория Московского района приобрела своё современное очертание.
В 1975 году, с открытием Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, Московский проспект получил свое логическое завершение.
Сегодня Московский район — мегаполис в миниатюре. Здесь сосредоточены предприятия военно-промышленного комплекса, крупнейшие предприятия транспорта, пищевой и легкой промышленности, строительные организации, научно-исследовательские институты, жилые микрорайоны и студенческий городок. В настоящее время это район широких проспектов и больших кварталов, великолепных ансамблей площадей, красивых зеленых парков
и дворов и развитой социальной инфраструктуры.
Больше о Московском районе в источниках:
Баторевич, Н. И. Московские ворота. Чесменский ансамбль [Текст] // Благодарная Россия своим героям: об архитектуре и истории сооружения памятников воинской славы в С.-Петербурге / Н. И. Баторевич. – Санкт-Петербург: Стройиздат-СПб , 1995. – С.123-165.
Глезеров, С. Е. Московская застава [Текст] // Исторические районы Петербурга от А до Я / С. Е. Глезеров. – Москва: Центрполиграф , 2010. – С.244-247.
Горышина, Т. К. Пестрый букет [Текст] // Архитектурная флора Петербурга / Т. К. Горышина. – Санкт-Петербург: Искусство-СПб , 2006. – С.150.
Губин, Д. Московский проспект: это город Ленинград [Текст] // Реальный Петербург: о городе с точки зрения недвижимости и о недвижимости с точки зрения истории / Д. Губин, Л. Лурье, И. Порошин. – Санкт-Петербург: Лимбус Пресс , 1999. – С.161-174.
Даринский, А. В. Районы Ленинграда [Текст]: Московский район // География Ленинграда / А. В. Даринский. – Ленинград: Лениздат , 1982. – С.159-164.
Дмитриева, Е. В. Московская площадь [Текст] // Санкт-Петербург. Век XX: пособие по истории города / Е. В. Дмитриева. – Санкт-Петербург: Корона принт, 2001. – С.57-58.
Иогансен , М. В. Социалистический Ленинград [Текст] / М. В. Иогансен , В. Г. Лисовский // Ленинград. – 1982. – С.323-327; 333; 347-348; 361-363; 371-378; 388-389.
Исаченко, В. Г. Архитектура [Текст]: глава вторая / В. Г. Исаченко // Санкт-Петербург, XX век: Что? Где? Когда?. – Санкт-Петербург: Паритет, 2000. – С.54-56, 58-60, 62-63, 67-68, 76-77, 82.
Исаченко, В. Г. Зодчие города [Текст]: глава третья / В. Г. Исаченко // Санкт-Петербург, XX век: Что? Где? Когда?. – Санкт-Петербург: Паритет, 2000. – С.88, 92-95, 98-99.
Исаченко, В. Г. Игорь Чайко [Текст] // Зодчие Санкт-Петербурга XVIII-XX веков / В. Г. Исаченко. – Москва: Центрполиграф, 2010. – С.294-305.
От века восемнадцатого до наших дней [Текст]: хроника освоения территорий Московского района // Московская застава: еженедельная районная газета. – 2009. – № 13. – С.1;4.
Платунов, А. М. Основообразующие элементы планировки Петербурга [Текст] // Так строился Петербург: учебное пособие к курсу “Краеведение” средней общеобразовательной школы / А. М. Платунов. – Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997. – С.263-265; 266.
Сингерцова, Г. Путешествие в историю [Текст] / Г. Сингерцова // Новоизмайловский меридиан: газета муниципального совета МО Новоизмайловское. – 2009. – № 21. – С.3.
Синдаловский, Н. А. Московский проспект [Текст] // Книга перемен: судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре / Н. А. Синдаловский. – Москва: Центрполиграф, 2009. – С.156-158.
Синдаловский, Н. А. Московский проспект [Текст] // Петербург. От дома к дому… От легенды к легенде…: путеводитель / фот. В. П. Мельникова. – Санкт-Петербург: Норинт, 2000. – С.341-369: фот.
Улицы Санкт-Петербурга [Текст] // 500 мест Санкт-Петербурга, которые нужно увидеть: путеводитель / [авт.-сост. В. В. Потапов]. – 2-е изд., испр. – Москва: Мартин, 2009. – С.215-216.
Шикурина, А. О. По Фонтанке в Коломну [Текст] // Петербургские маршруты / А. О. Шикурина. – Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2007. – С.51-56.
Южный, А. “Ожерелье” не созданных площадей [Текст] / А. Южный // Пулковский меридиан: газета муниципального округа Пулковский меридиан. – 2000. – N 9. – С.4: фот.
Яковченко, Р. Н. В Великую Отечественную [Текст] // Московский проспект: очерк-путеводитель / Р. Н. Яковченко. – Ленинград: Лениздат, 1986. – С.88-95: фот.
Яковченко, Р. Н. Из прошлого [Текст] // Московский проспект: очерк-путеводитель / Р. Н. Яковченко. – Ленинград: Лениздат, 1986. – С.7-13, 22-25, 33-38: фот.
Яковченко, Р. Н. “Отречемся от старого мира” [Текст] // Московский проспект: очерк-путеводитель / Р. Н. Яковченко. – Ленинград: Лениздат, 1986. – С.49-58: фот.
Яковченко, Р. Н. Первые мирные десятилетия [Текст] // Московский проспект: Очерк-путеводитель / Р. Н. Яковченко. – Ленинград: Лениздат, 1986. – С.62-68, 75-80, 82-88: фот.
Яковченко, Р. Н. Снова созидание [Текст]: очерк-путеводитель // Московский проспект / Р. Н. Яковченко. – Ленинград: Лениздат, 1986. – С.100-106, 113-116, 120-139: фот.