История района

История района

Историческая справка

Московский район в Санкт-Петербурге является одним из 19-ти административных районов города. Расположен на юго-западе Северной столицы. На его территории находятся международный аэропорт «Пулково», а также две крупные автомагистрали северо-запада России – Московское и Киевское шоссе. Поэтому его называют южными воротами города. Местность, где находится нынешний Московский район, когда-то называлась Саарской мызой от финского «саари-люис» - возвышенное место. Непосредственная близость Пулковских холмов, высота которых достигает 75 м. над уровнем моря, объясняет такое название. В XVIII веке нынешняя Московская застава была частью обширнейшей Московской стороны, местностью дикой и пустынной, покрытой густыми лесами и топкими болотами. В XVIII — первой половине XIX в. это была малозаселенная окраина. Только в 1810 году часть этой местности была включена в городскую черту и постепенно начала застраиваться. Три части Московского района известны как Ближняя, Средняя и Дальняя Рогатки

Памятный знак "Московская Застава".

В 80-х гг. XIX в. вдоль Московского тракта тянулись богатые дачи титулованных владельцев. «Дачные колонии, приютившиеся за Московской заставой до Средней Рогатки, переполнены семейными дачниками. Жизнь здесь чрезвычайно тихая и, пожалуй, однообразная, но вот в чем горе: сюда стали все больше и больше стекаться аборигены Горячего поля, а с ними и множество отбившихся от дела мастеровых. Просторное Волково поле, небольшие лески и другие удобства привлекают сюда таких людей массами. Под открытым небом они проводят здесь время очень нескучно: старообрядческая община устроила у себя бесплатные обеды, и вот эти-то оборванцы и пользуются даровым столом. Днюют и ночуют бездомники в кустах и оврагах. При таких условиях дачная жизнь в этой местности становится не особенно спокойной и тихой». («Петербургский листок» в июле 1897 г.) Рост Петербурга и развивающаяся промышленность требовали всё большего сырья и продовольствия, поэтому в начале XIX века возникла необходимость в переустройстве и улучшении Московского тракта. В 1817—1834 годах он был выровнен, расширен, замощён тёсаным брусом, и превратился в первое в России шоссе, протяжённостью до Москвы. Однако после окончания строительства железной дороги до Москвы, транспортное значение Московского тракта резко упало, и южнее Обводного канала вместо дач стали появляться мелкие фабрики, заводы, мастерские, и эта территория превратилась в промышленный район. В начале XX века территория застраивалась промышленными предприятиями, доходными домами и казармами для рабочих. Позже здесь построены вагоностроительный завод Речкина, «Товарищество Санкт-Петербургского механического производства обуви» и появившееся в начале XX века завод «Сименс-Гальскс». На территории Московского района зародилась отечественная авиация. Зимой 1885 г., на территории Волкова поля (территория нынешнего Московского района) была размещена Кадровая команда военных воздухоплавателей. В 1890 г. здесь был создан Учебный воздухоплавательный парк (УВП), предназначенный для подготовки офицеров и рядовых для воздухоплавательных воинских частей. В 1911 году с аэродрома, (сейчас Парк авиаторов), поднялся управляемый аэростат «Лебедь». В XIX веке Волково поле являлось также излюбленным местом встречи питерских дуэлянтов. В ноябре 1817 года здесь произошла знаменитая «четверная дуэль». Стрелялись Василий Шереметев и Александр Завадовский, а позднее Александр Грибоедов и Александр Якубович. Причиной всему была балерина Авдотья Истомина. Московский район в Санкт-Петербурге появился в 1919 году, а в современных границах - в 1965 году. В Московском районе сохранилось много интересных памятников архитектуры начала XIX века: Московские триумфальные ворота, верстовые столбы, Пулковская обсерватория, ставшая одним из ведущих отечественных и мировых астрономических центров, Чесменский ансамбль, Воскресенский Новодевичий монастырь, некрополь Новодевичьего монастыря.

Заставская пожарная часть

С 1936 года на Московском проспекте развернулись крупные работы по разработанному генеральному плану развития Ленинграда. Ядром застройки не только Московского района, но и всего города стала предполагаемая главная площадь Ленинграда — Московская.


В годы Великой Отечественной войны район был передним краем обороны Ленинграда. Все 900 дней блокады по территории района проходила линия фронта. В годы войны вблизи Средней Рогатки — развилки дорог на Москву и Киев — проходил передний край обороны Ленинграда. Вся территория района подвергалась, воздушным бомбардировкам и артиллерийскому обстрелу, которые принесли большие разрушения. С сентября 1941 года у Пулковских высот проходила линия фронта. От Средней Рогатки до нее оставалось несколько километров. По проспекту шли танки, артиллерия, воинские части, батальоны народного ополчения. В августе 1941 года Обводный канал и Фонтанка стали превращаться в оборонительные рубежи. По окружной линии железной дороги проходил передний край внутренней обороны, около виадука создали контрольно-пропускной пункт. В некоторых местах создали узлы обороны: на нынешней площади у Московских ворот, в районе Московского райсовета и виадука, на обширной территории у Дома Советов. На месте современного парка Победы проводили боевые учения и тренировки воинских частей. В 1943 году у Средней Рогатки сформировали мощный узел сопротивления, с дотами, железобетонным надолбами, противотанковым рвом, минными полями и другими оборонительными сооружениями. Здесь проходила одна из трех полос внешней обороны Ленинграда Она начиналась у Финского залива, шла через станцию Предпортовую, Среднюю Рогатку и доходила до села Рыбацкое на Неве. В здании Московского райсовета расположился штаб формирования Московской дивизии, которую на фронте стали называть Второй. Ее части и подразделения комплектовались на предприятиях района. В здании Новодевичьего монастыря в годы блокады размещался штаб местной противовоздушной обороны, в его отрядах были в основном девушки: они обезвреживали зажигательные бомбы, невзорвавшиеся снаряды, ликвидировали очаги пожаров. Крупные пожары тушили специальные пожарные команды. Самый крупный пожар в городе вспыхнул недалеко от проспекта, на Киевской улице, где находились продовольственные склады имени Бадаева. 8 сентября 1941 года, в первый день блокады Ленинграда, фашисты совершили массированный налет. В разных районах вспыхнуло восемь пожаров, в том числе и на Бадаевских складах. Огромная туча черного дыма заволокла всю южную часть города и не рассеивалась несколько часов. Все зимние тяготы блокады вынесли жители и труженики Московского проспекта: голод, отсутствие топлива, света, воды. Московский район подвергался наибольшим вражеским артиллерийским обстрелам, так как к этой частим города ближе всего удалось прорваться вражеским соединениям. На седьмом этаже Дома Советов располагался наблюдательный пункт командующего артиллерией Ленинградского фронта генерал-майора Г. Ф. Одинцова. Благодаря предпринятым контрмерам к июлю 1942 года интенсивность обстрелов жилых кварталов снизилась втрое по сравнению с весной. После прорыва блокады в январе 1943 года началась подготовка к боям за полное освобождение Ленинграда, и решающая роль отводилась 42-й армии. Ей предстояло нанести удар фашистам со стороны Пулковских высот.

В 1979 г. на северном склоне Большого Пулковского холма открыт мемориал Пулковского воинского кладбища (архитектор П. Ф. Козлов, скульптор В. В. Лишев).

Подготовка велась тщательная, в частности по разминированию минных полей. Для этой цели в районе Дома Советов создали учебное поле. В начальный период операции по разгрому фашистов под Ленинградом с наблюдательного пункта в Доме Советов руководил действиями наших войск командующий Ленинградским фронтом Маршал Советского Союза Л. А. Говоров. Московский район относится к промышленно развитым районам города и входит в пятерку крупнейших, обеспечивающих производства промышленной продукции (работ и услуг). Определяющими отраслями для района являются машиностроение и пищевая промышленность. Предприятия и организации района осуществляют поставки оборудования и изделий. Из непроизводственных отраслей экономики определяющими для района являются транспортные грузовые и пассажирские перевозки и торговля. Еще до Великой Отечественной войны новое строительство велось по всей территории Московского района. В послевоенные годы Московский район стал одним из первых районов новой застройки в Ленинграде, которая непрерывно расширяется в южном направлении и в сторону от Московского проспекта. В 1961 году южная граница района отодвинулась к Пулковским высотам, и территория Московского района приобрела своё современное очертание. А в 1975 году с открытием Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы получил логическое завершение Московский проспект. Сегодня Московский район - мегаполис в миниатюре. Здесь сосредоточены предприятия военно-промышленного комплекса, крупнейшие предприятия транспорта, пищевой и легкой промышленности, строительные организации, научно-исследовательские институты, жилые микрорайоны и студенческий городок. В настоящее время это район широких проспектов и больших кварталов, великолепных ансамблей площадей, красивых зеленых парков и дворов и развитой социальной инфраструктуры.