Памятники Славы

Памятники Славы

 
Среди прекрасных творений зодчих, сделавших неповторимым облик Петербурга, есть сооружения, неразрывно  связанные с героической историей Отечества XYIII – ХХI вв. Это памятники  воинской славы России, возведенные в честь замечательных побед.


Московские Триумфальные ворота

Возведение триумфальных ворот на Московском шоссе было обусловлено всем историческим развитием и формированием города на Неве. Как две мощные артерии от морской столицы России Санкт-Петербурга с самого его основания расходились два тракта — Нарвский, ведущий к западным границам, и Московский, связывающий город-порт с древней столицей державы и ее центральными областями. Поэтому в 1773 году предусматривалось в первую очередь построить каменные городские триумфальные ворота именно в этих местах границы города, куда подходили эти важнейшие торговые, стратегические и политические пути. Проект и модель таковых ворот еще в 1781 году предоставлялись на высочайшее рассмотрение архитектором К. Клериссо и скульптором Э. Фальконе.
Еще в конце XVIII века Екатерина II поручила «первому архитектору» и художнику Ш.-Л.Клериссо  разработать проект памятника, увековечивающего ратные подвиги российского воинства и процветающую Россию. Клериссо приехал в Петербург из Франции по приглашению императрицы. В 1781 году он подал проект монумента на рассмотрение Екатерины II.  В соответствии с замыслом архитектора триумфальный памятник представлял собой довольно массивные ворота с широким средним арочным проездом и двумя небольшими проходами, по сторонам которых были установлены колонны. До настоящего времени сохранились не только чертежи Клериссо, но и авторская модель ворот, которая находится в Музее Академии художеств. Скульптурный декор арки был исполнен известным французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе , создателем монумента Петру I на Сенатской площади. Проект Клериссо не был осуществлен.



На том месте, где сейчас находятся триумфальные ворота, располагалась городская застава. Отсюда начиналась дорога на Москву. Этим обстоятельством и определялось название дороги, а затем и ворот на заставе, отмечавших границу города. В 1831 году «Комитет для строения и гидравлических работ в Санкт-Петербурге» утвердил проект круглой площади, расположенной на оси Московского шоссе у новой границы Петербурга в ста метрах южнее Литовского канала (засыпан в конце XIX века).
Архитектором А. К. Кавосом был разработан первый проект триумфального ансамбля — «площадь Победы» — который по окружности обрамлялся решеткой из копий. Со стороны города на площадь устанавливалась трехпролетная дорическая колоннада, а по обеим сторонам площади — две пирамиды, посвященные победам, одержанным на Кавказе и на Балканах. Со стороны въезда в город предполагалось воздвигнуть грандиозную трехпролетную арку. Проект Кавоса оказался слишком сложным и дорогостоящим.



Сооружение нового триумфального памятника было поручено уже известному к тому времени архитектору Джакомо Кваренги , который в 1780 году приехал в Россию из Италии. В 1791 году он разработал сразу три варианта торжественных ворот. Зодчий выполнил совершенно отличные друг от друга проекты парадного памятника, как по композиции, так и по архитектуре и скульптурному убранству. Один из вариантов представлял собой грандиозную, отделанную мрамором триумфальную арку с богатым скульптурным декором. По другому проекту — это был целый ансамбль, включавший торжественные ворота и две ростральные колонны. В третьем варианте трехпролетную арку украшали барельефы с изображением отдельных военных действий. Однако ни один из названных проектов не был осуществлен, не приступали даже к их дальнейшей разработке.
После победоносных войн с Персией в 1826–1828 годах и с Турцией в 1828–1829 годах, подавления польского восстания в 1830–1831 годах, Николай I отдал приказ об установке триумфальных ворот на въезде в Санкт-Петербург по московской дороге. Вместе с этим в 1831 году Комитетом для строения и гидравлических работ был утверждён проект новой площади на пересечении Московского шоссе (позже проспекта) и Лиговского канала. Первоначально её собирались создать рядом с Обводным каналом. Но из-за переноса границы Петербурга пришлось найти новое место.
В 1824 году президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин  высказал пожелание, возвести «ворота в честь целого Российского войска при въезде в город из Москвы». Его патриотические идеи полностью разделял архитектор В.П.Стасов , который в 1827 году разработал проект триумфального памятника. Это должно было быть грандиозное сооружение в виде мощного чугунного двадцатиколонного портика с богатым скульптурным декором из меди и колесницей Славы. В честь победоносного окончания двух войн — с Персией и Турцией. Работая над памятником, он представил в 1831 году проект парадной колоннады дорического ордера «в подражание Афинским пропилеям того же ордера». Талантливый русский архитектор взял за образец прекраснейший памятник античности гениальное творение зодчего Древней Греции Мнесикла — вход в Акрополь в Афинах, построенный в 437—432 годах до н.э.
Использовать свободное пространство между Лиговским и Новым Обводным каналами, считая его наиболее удобным для возведения Триумфальной арки. Именно здесь можно было о «со всякою удобностию разместить новые триумфальные ворота». Этим решался и градостроительный вопрос — оформлялся парадный въезд в столицу. Проект В.П.Стасова, а также план установки торжественной арки на указанном месте, предложенный П.П.Базеном , были утверждены Николаем I в начале 1834 года.
Окончательное «высочайшее утверждение» проекта Московских триумфальных ворот последовало 20 апреля 1834 года. Сразу же после этого через «Санкт-Петербургские ведомости» были объявлены торги на производство работ и поставку строительных материалов, были проложены подъездные пути и наведены мосты. В августе приступили к строительству фундамента по гранитным блокам, которых было уложено на днище котлована 569 штук. Высота фундамента, выполненного из тосненской плиты, составляла более 4 м. В сентябре он был готов.

Торжественная закладка Московских триумфальных ворот Славы состоялась 14 сентября 1834 года — в пятую годовщину заключения Адрианопольского мира. В одном из архивных дел по сооружению монумента имеется записка В.П.Стасова» в ней он пишет, что при закладке каких-либо «значительных строений полагается с надписью года, лица и числа закладки особый камень с крышею, в который кладутся монеты от имени Государя императора и всей императорской фамилии. На воротах имеется собственноручная надпись императора Николая I, оставленная им после их торжественного открытия: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши».
Монумент, отлитый из чугуна на петербургском Александровском заводе, отдельными частями доставлялся к месту его установки. Сборкой всех деталей руководил мастер П.Забурдин. В то время это было крупнейшее сборное сооружение из чугуна. Это величественное сооружение удивляет своими размерами: ширина — 36 м, высота — 24 м.  Двенадцать мощных каннелированных колонн высотой 15 м и диаметром внизу более 2 м завершаются дорическими капителями. Каждая колонна состоит из десяти отдельных барабанов, соединенных между собой. На колоннах располагаются массивный антаблемент и ступенчатый аттик, завершающий сооружение. Много внимания зодчий уделил скульптурному убранству ворот, которое в полной мере соответствует строгой и лаконичной архитектуре. Оно состоит из 30 фигур гениев и 8 арматур над колоннадой. Рисунки украшений были исполнены Стасовым в 1834 году. Разместив гениев по всему фризу ворот, зодчий оригинально решил его декор: вместо характерных для дорического фриза триглифов в виде вертикальных бороздок он изобразил летящие фигуры в легких одеждах. Для всех работ, связанных с изготовлением скульптурного декора триумфальной арки, Николай I распорядился «призвать скульптора Орловского ».




Все работы, связанные с возведением Московских триумфальных ворот, велись под наблюдением помощника В.П.Стасова — младшего архитектора Егора Ивановича Диммерта . В конце сентября Московские триумфальные ворота Славы были готовы. 16 октября 1838 года состоялась церемония их открытия.
В ХIХ веке Московские ворота выглядели иначе, чем в настоящее время. Это был архитектурный ансамбль: с двух сторон к триумфальной арке примыкали небольшие, довольно массивные кирпичные кордегардии (помещения для военных караулов). Каждая кордегардия представляла в плане прямоугольник с четырьмя башнями, возвышавшимися по углам. Стены башен были рустованы, а их карнизы с большим выносом поддерживались кронштейнами. Чугунная решетка соединяла их с колоннадой и, образуя большие дуги, шла к мосту через Лиговский канал. Между колоннами на ажурных чугун¬ных опорах были установлены фонари с двумя светильниками, укрепленными на кронштейнах, а в пролетах арки — скамьи. Все эти детали, дополняющие ворота, отлиты из чугуна по рисункам Стасова.
Почти 100 лет простояли триумфальные ворота на Московской дороге. Они были свидетелями торжественного входа в столицу полков, освободивших Балканы от османского ига во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов.
В 1936 году памятник постигла участь многих сооружений города: он был демонтирован, а кордегардии снесены.
Однако ведущие архитекторы страны не могли согласиться с варварским уничтожением столь прекрасного творения — памятника, возведенного в честь побед российского оружия. Ленинградские зодчие разработали проект, по которому предполагалось установить триумфальные ворота в Парке культуры и отдыха Московского района. Но началась Великая Отечественная война. В дни блокады отдельные детали памятника использовали на оборонных линиях.
После окончания войны было решено восстановить триумфальные ворота на Московском проспекте. Отдельные детали монумента хранились в различных местах города, в том числе на Новодевичьем кладбище, в Русском музее, в Музее артиллерии. В соответствии с проектом восстановления памятника, разработанным архитекторами И.Г.Капцюгом и Е.Н.Петровой, в 1957—1959 годах изготовили все недостающие части и конструкции ворот. Чтобы вернуть первоначальный облик этого сооружения, была проделана поистине титаническая работа, в которой принимали участие архитекторы, строители, скульпторы, чеканщики. В 1962 году горожане увидели возрожденный триумфальный памятник в честь побед российского воинства.
И по сей день ворота Славы на Московском проспекте напоминают о героическом прошлом Отечества, о верных и мужественных сынах России.