Воздушные ворота

Воздушные ворота (аэропорт «Пулково»)



 Летное дело в России зарождалось на Корпусном и Комендантском аэродромах. С их лётных полей в июне — июле 1932 года крылатые машины были перебазированы на новый аэродром «Шоссейная». По проекту планировки Ленинграда, разработанному в конце 1920-х гг. под руководством архитектора Л.А. Ильина, предусматривалось строительство нового аэропорта с правой стороны Пулковского шоссе. Аэродром намечалось строить между Средним полустанком и деревней Каменка. Ныне действующий аэродром расположен напротив «облюбованной» в 1915 году территории.

В первые дни 1932 года, по постановлению правительства и руководства ВО ГВФ, строящиеся объекты аэропорта и авиагородок были объявлены ударной стройкой.

Более точную дату начала работ у Пулковских высот указала газета ленинградских авиаторов «Крылья Советов» от 18 августа 1968 года: «Первого февраля 1931 года вошло знаменательной датой в летопись гражданской авиации Ленинграда. В этот день на месте, где сейчас раскинулся аэропорт «Пулково-2» были вынуты первые кубометры земли. Целая армия землекопов на лето вербовалась из области. Трудно было с водоснабжением. В аэропорту, где сейчас расположен перрон, строилась взлетно-посадочная полоса. Подъездных путей к ней не было. От шоссейной дороги, которая была проложена в строящийся авиагородок, к летному полю была проложена узкоколейка. По ней доставлялись различные строительные материалы, а когда появились самолеты — горючее, смазочные материалы, грузы. Гужевым транспортом нельзя было пользоваться, вокруг летного поля расстилалось болото. Самолеты заправляли вручную, механизация отсутствовала, подсобные помещения были временными».

Облисполком постановил провести с 15 по 31 июля 1931 года в Ленинграде и области декадник помощи гражданской авиации. К концу июля основные работы по осушению заболоченных мест, производившиеся вручную, были закончены. Техническое обеспечение было слабым. Однако размах работ с каждым днем нарастал — кроме летного поля строились дороги, корпуса института, авиагородок.  Жители Московского района в 30-е годы, принимали активное участие в строительстве.  В летние дни трудились на стройке шефы аэропорта — рабочие завода «Электросила», рабочие и служащие 2-го и 3-го автомобильных гаражей, железной дороги, Ленсельпрома, завода «Степан Разин». Большую помощь оказывали воинские подразделения округа и моряки Балтфлота. К действующим передовым бригадам подключались комсомольско-молодежные бригады. На основных объектах, подлежащих вводу в строй в 1932 году, были организованы комсомольские посты, призванные обеспечивать непрерывный ритм работы. Время торопило, срок ввода летного поля аэропорта намечался на июнь.

В 1932 году 24 июня на посадочную площадку ленинградского аэропорта спустились первые два самолета с пассажирами и почтой из Москвы. Так, между столицами открылся воздушный мост, и началось зарождение гражданской авиации страны. Этот же день считается днем рождения авиапредприятия «Пулково». Именно в этот день был сдан в эксплуатацию первый объект комплекса - аэродром. От названия железнодорожной платформы, находившейся неподалеку, аэропорт получил название «Шоссейная».

Частота полетов на авиалинии Ленинград—Москва обусловила необходимость скорейшего ввода в эксплуатацию аэропорта.
Успех регулярных полетов на авиатрассе Ленинград—Москва подтолкнул авиаработников к организации других воздушных линий и особенно рейсов в отдаленные населенные пункты области. В различных местах были построены посадочные площадки, организована телефонная связь.

В 1932 г. были сданы в эксплуатацию дом для авиационных служб, два двухэтажных жилых дома для личного состава учебно-летной эскадрильи, бензохранилище. Ускоренными темпами шло строительство первой очереди зданий учебного корпуса. Полностью завершилось строительство авиационно-ремонтной базы Учебного комбината. База предназначалась для ремонта и обслуживания самолетов и моторов.

1935 год для ленинградских авиаторов был первым годом, когда аэропорт отправлял и принимал самолеты круглый год.   Из заявления руководства ГУ ГВФ: «1935 год явился годом перехода полностью на эксплуатацию самолетов отечественного производства, и по производственному применению авиации наша страна заняла первое место в мире».

В 1936 году было заложено здание аэровокзала, самолетный парк обновился новыми, более вместительными воздушными судами Г-2, ПС-40, ПС-84. В 1941 году линия Москва - Ленинград стала регулярной пассажирской, до этого она была почтово-пассажирской.




 


Строители в 1936 году возводили здание аэровокзала, сдали 20 временных бараков, расширяли площадь летного поля. О строительстве аэровокзала сообщала «Ленинградская правда» от 8 июля: «Это будет аэровокзал один из крупнейших в стране. Он будет двухэтажным монументальным зданием, длиной в 60 метров и шириной в 50. Аэровокзал будет иметь ряд специальных помеще-ний, в том числе: комнаты отдыха, ресторан, гостиницу для транзитных пассажиров и другие.
 
В 1937—1941 гг. по проекту архитекторов А.И. Гегелло, Н.Е. Лансере, Л.Н. Ротинова и Ф.П. Шелоумова было сооружено здание аэровокзала. Его строил один из лучших наших архитекторов того времени Александр Гегелло. Как раз в год начала строительства он был  удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже.

Война надолго изменила планы мирных людей. Летчикам-транспортникам доверяли самые необычные и ответственные задания. Воздушный мост блокадного города действовал безотказно. C началом Великой Отечественной Войны аэродром «Шоссейная» стал линией фронта. В марте 1941-го специально для создания военных аэродромов на Северо-Западе России было сформировано подразделение при Главном управлении аэродромного строительства. Приказ о его организации подписывал тогдашний глава НКВД Л. Берия. В годы войны этим подразделением на Ленинградском и Волховском фронтах было построено 10 новых и восстановлено 2 разрушенных врагом аэродрома. Вскоре после войны подразделение разместилось на территории нынешнего Авиагородка и активно занялось его строительством. Одновременно восстанавливало разрушенный в войну Шоссейный аэродром.
27 января 1944 года 900-дневная блокада Ленинграда была снята и летчики транспортной авиации вновь приступили к мирным перевозкам.  В 1946 году гражданский воздушный флот перестроился на работу в мирном небе.
В марте 1946 года был принят Закон «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы». Законом предусматривалось: «По воздушному транспорту — увеличить парк самолетов гражданского авиационного транспорта за счет современных пассажирских самолетов; увеличить сеть воздушных линий до 175 тыс. км».
 Ленинградским авиаторам предстояло восстановить разрушенные аэропорт «Шоссейная» и авиагородок, наладить действовавшие в прошлом авиалинии и открыть новые, увеличить количество авиаперевозок, как пассажирских, так и почтово-грузовых. Требовалось заново построить воздушную гавань города на Неве, восстановить и расширить воздушное сообщение с районами Севера и Дальнего Востока, а также наладить местные линии, оснастив их современным техническим оборудованием, обеспечив безопасность и регулярность полетов. В короткий срок следовало поднять работу Аэрофлота на современный уровень, нацелить гражданскую авиацию на нужды народного хозяйства.

В 1948 гг. восстановленный аэропорт «Шоссейная» вновь вступил в строй.


 


В 1951 году открыли новое здание аэровокзала Шоссейная по проекту архитектора А.И. Гегелло. Здание было построено в стиле «сталинского неоклассицизма».

В эксплуатацию поступила новая авиатехника: Ан-2, Ил-12, Ил-14. С середины 50-х годов начинается переход на эксплуатацию реактивной техники. Потребовалась подготовка летного и технического состава, перестройка всех систем и звеньев управления. Освоение новой техники – турбовинтового Ил-18 и реактивного Ту-104 - новая строка в истории авиапредприятия. Эксплуатация аэропортом реактивной техники началось с 15 марта 1959 года.
В 1965 году на авиалинии вышли скоростные пассажирские самолеты большой вместимости. Ленинградский аэропорт переживал стремительный взлет. Петропавловск-Камчатский и Владивосток стали доступны ленинградцам. Новая навигационная аппаратура и новая техника позволяла лайнерам осуществлять посадку в автоматическом режиме в условиях погоды. Массовое успешное освоение новой техники значительно повысило безопасность и регулярность полетов. Новая техника — Ту-124, Ту-134 — ускоряла эти успехи.  


Всем знакомое название Пулково было присвоено аэродрому только в апреле 1973 года, когда вступило в строй созданное по проекту Александра Жука  и его коллег здание современного аэропорта. Архитекторы получили за него Государственную премию, а само их творение было признано одним из лучших достижений в отечественной архитектуре 70-х годов по конструктивному и объёмно-пространственному решению. Объем пассажирских перевозок возрос в 1,4 раза, а транспортных — в 1,5 раза.

В апреле 1986 года экипаж авиалайнера Ту-154 первым открыл обновленный аэровокзальный комплекс «Пулково-2», приняв на борт пассажиров, вылетающих в Берлин.

В 90-х годах провели полную реконструкцию  аэропорта, аэровокзального комплекса с терминалами «Прибытие» и «Отправление»,  позволившую повысить пропускную способность и уро¬вень качества обслуживания пассажиров, расширение перрона и оборудование двух мест для стоянок самолетов типа Ил-86, введено в эксплуатацию грузовой терминал «Пулково». Через этот терминал идет поток грузов между Европой и странами Дальнего Востока и Азии.  Реконструкция «Пулково-2» позволяет в два раза увеличить его пропускную способность: до 1800 пассажиров международных рейсов.
 




В 1997 году впервые самолеты «Пулково» вышли на международные линии под собственным флагом.

В 2005 году была начата реконструкция 4-километровой взлётно-посадочной полосы № 2 для прилета больших самолетов типа Боинг-787. На взлётно-посадочной полосе было установлено новейшее светосигнальное оборудование, а также новый радиолокационный комплекс обзора лётного поля и метеорологическое оборудование. В результате реконструкции «Пулково» можно теперь эксплуатировать практически в любых погодных условиях, принимать без ограничения все типы самолётов.
   
В 2006 году разработана концепция развития аэропорта, нашедшая свое отражение в Генеральном плане развития аэропорта «Пулково» до 2025 года. Генплан предусматривает строительство нового пассажирского терминала, развитие прилегающей к нему инфраструктуры и комплексную модернизацию аэродрома.

В 2007 был открыт конкурс на разработку архитектурной концепции здания нового пассажирского терминала аэропорта «Пулково» и прилегающих к нему объектов коммерческой инфраструктуры. С этого события началась реализация Генерального плана развития аэропорта «Пулково» до 2025 года.

По плану должен быть построен новый пассажирский терминал для обработки международных рейсов, примыкающий к «Пулково-1» с северной стороны.

В апреле 2008 года правительством Санкт-Петербурга объявлен международный конкурс по выбору инвестора для последующего воплощения планов развития аэропорта «Пулково».

В 2009 году консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы» в составе ВТБ Капитал, Fraport AG (владелец и оператор франкфуртского аэропорта) и Copelouzos (греческая инвестиционно-финансовая группа) был официально объявлен победителем конкурса. В том же году  правительство Санкт-Петербурга, консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы» и ОАО «Аэропорт «Пулково» подписали трехстороннее Соглашение о государственно-частном партнерстве  реконструкции, развитии и эксплуатации аэропорта «Пулково».

Консорциум «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС), осуществляющий операционную деятельность аэропорта «Пулково», ставит перед собой амбициозную цель – сделать его хабом, крупным пересадочным и перегрузочным транспортным узлом. Аэродром и его технические характеристики находятся в достаточно выигрышной позиции, потому что «Пулково» – потенциально один из самых больших аэропортов страны. Он построен таким образом, что может практически «безразмерно» расти. Развитие аэропорта предусматривает строительство нового централизованного пассажирского терминала, Северной посадочной галереи, транспортной двухуровневой эстакады, реновацию аэровокзального комплекса «Пулково-1». Изменения коснуться  прилегающей территории, будут возведены парковочный комплекс, четырех звездный отель и бизнес-центр, а также модернизирована воздушная зона аэропорта. Пропускная способность нового объединенного пассажирского терминала после завершения реконструкции «Пулково-1» в 2014 г. составит 17 млн. пассажиров в год. Мощности, которыми обладает «Пулково», – хорошая база для развития.

Все усилия сфокусированы на более рациональном использовании существующих площадей и создании максимально комфортных условий для развития направлений бизнеса, которые уже функционируют в аэропорту

Спустя 78 лет, уже в ХХI веке аэропорт «Пулково» идет в ногу со временем и успешно развивается.