Чесменский ансамбль

Чесменский ансамбль

    Южнее улицы Фрунзе, между Московским проспектом и проспектом Юрия Гагарина в первой половине XVIII в. простиралось гнилое болото, которое среди местных финнов называлось Кикерикексен, что в переводе на русский означало «Лягушачье болото». Здесь, согласно старинному преданию, Екатерина II  из уст личного гонца от графа Алексея Орлова  узнала радостную весть о великой победе русской военной эскадры над могущественным турецким флотом в битве под Чесмой 26 июня 1770 года. Не застав императрицу в Зимнем дворце, посланец настиг ее на пути в Царское Село. Императрица приказала в честь этого исторического события на месте встречи с посланцем выстроить дворец.
    Алексей Орлов являлся одним из ближайших сподвижников Екатерины II, героем Русско-турецкой войны 1769—1774 гг. В те годы имя его гремело по всему миру, а за блестящую победу над турецким флотом в Чесменской бухте он получил высшую воинскую награду — орден Святого Георгия Победоносца, а к фамилии — добавление «Чесменский». Чесменский дворец, Чесма, Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский — эти три имени неразрывно связаны между собой.

  Дворец, который первоначально стали называть «Кикерики», задумывался как «увеселительный» путевой дворец императрицы, или «увеселительный замок», возведенный в 1774—1777 гг. по дороге из Петербурга в Царское Село. Первоначально дворец носил название «Кекерико» («Кикерики»), а в официальных документах обозначался как «Каменный дворец, что не доезжая Средней Рогатки». Спустя десять лет после постройки, во время празднования десятилетней годовщины легендарного морского сражения, по повелению Екатерины II дворец назвали Чесменским, а местность вокруг него — Чесмой. Кстати, турецкий город Чесма, навсегда вошедший в историю русского военно-морского флота, существует и по сей день.
   На сегодняшний день Чесменский дворец является редчайшим памятником псевдоготической архитектуры. Строился с размахом — со служебными и хозяйственными корпусами, с церковью. Проектировал и строил ансамбль архитектор Ю. М. Фельтен . Интерьеры дворца не соответствовали его суровому монументальному облику. Легкая изящная пластика украшала своды и стены его помещений. В покоях дворца находился 41 медальон - портреты великих князей, царей и российских императоров от Рюрика  до Елизаветы Петровны , исполненные из белого мрамора.

         

Их создателем был скульптор Федот Иванович Шубин - самый выдающийся русский скульптор XVIII в. К наиболее ценным приобретениям, доставленным в Чесменский дворец, принадлежал английский фаянсовый сервиз цвета сливок, украшенный живописью. Этот уникальный сервиз вошел в историю европейского прикладного искусства под названием «Зеленая лягушка». Заказала его Екатерина II на знаменитом заводе Веджвуда, с именем которого связан наивысший расцвет английской керамики. Сервиз насчитывал 952 предмета из расчета на 50 персон. Каждый его предмет расписан был от руки известными европейскими художниками. Помимо художественной он представляет собой исключительную историческую ценность, так как содержит 1244 изображения архитектурных памятников и пейзажей Англии.
    Однако для целей увеселения дворец использовался недолго: Екатерина II отдала его Кавалерской думе военного ордена Св. Георгия Победоносца, учрежденного 26 ноября 1769 г., во время войны с Османской империей. Она состояла из «георгиевских кавалеров в столице налицо находящихся», а целью ее являлось собирание «материалов о подвигах» и оказание поддержки «изувеченным и малоимущим». Сама Екатерина II, будучи кавалером ордена Св. Георгия и его учредителем, участвовала в заседаниях Кавалерской думы. В 1811 г.

Александр I  перенес эти собрания в Зимний дворец. Несколько десятилетий дворец пустовал и приходил в запустение.
   21 апреля 1830 года вышел указ о полной реконструкции Чесменского дворца в связи с размещением в нем военной богадельни. Дворец был перестроен по проекту архитектора военного ведомства Александра Егоровича Штауберта.  Он присоединил к дворцу  три одинаковых двухэтажных флигеля, надстроенных позже до четырех этажей. В 1836 году в здании Чесменского дворца (почему и богадельня получила название Чесменской) открыли богадельню для воинов-инвалидов — ветеранов Отечественной войны 1812 года. Открытие состоялось 27 июня в день, достопамятной победы над шведами под Полтавой. Богадельня находилась под влиянием Комитета 18 августа 1814 года (Александровского комитета о раненых) и главным попечительством Государя Великого Князя Михаила Павловича. Управление Чесменской богадельней вверено директору, генерал-лейтенанту Ивану Никитичу Скобелеву. Желающие воспользоваться призрением в этом заведении должны обращаться с просьбами в Комитет 18 августа 1814 года или к директору богадельни и предъявлять паспорт об отставке. Перед богадельней разбили парк, в котором ежегодно 26 июня, в день Чесменского сражения, на большом красивом лугу устраивались гулянья и шумные праздничные фейерверки.
  Рядом с дворцом в 1777 г. заложили храм во имя св. Пророка Иоанна Предтечи — в память Чесменской победы и в «ознаменование» заслуг графа Алексея Орлова. В церемонии закладки церкви участвовали императрица, приближенные, а также король Швеции Густав III, собственноручно положивший камень в основание фундамента.


Как и дворец, храм возводился по проекту архитектора Ю.М. Фельтена в духе романтизма. Завершили строительство в 1780 г. — к десятилетней годовщине Чесменской битвы. Торжественное освящение состоялось 24 июня 1780 г. с участием Екатерины II и римского императора Иосифа II , присутствовавшего под именем Фалькенштейна.
   При входе в церковь укрепили мраморную доску, со словами: «Сей храм сооружен во имя святого пророка предтечи и крестителя господня Иоанна в память победы над турецким флотом, одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III  под именем графа Готландского и освящен 1780 г. июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна». Чесменская церковь — одно из редких в архитектуре Петербурга псевдоготических сооружений, является вольной интерпретацией памятников так называемой «пламенеющей» готики. При этом архитектор сохранил в композиции церкви традиционное для русской архитектуры пятиглавие. Сказочный внешний вид Чесменской церкви привлекает к себе внимание с давних пор. В скором времени после ее строительства аналогичные церкви появились в Псковской и Тверской губерниях.

   За Чесменской церковью располагается воинское кладбище. Широкая аллея, окаймленная двумя рядами темных пушистых елей, ведет к месту, где покоится прах героев войны 1812 — 1814 годов.

Здесь были захоронены герои Кутузовских и Cуворовских походов. К середине XX века все старые захоронения были полностью уничтожены. На их месте, за Чесменской церковью, расположилось кладбище красногвардейцев гражданской войны, а также защитников Ленинграда, погибших в дни Великой Отечественной войны.