Царскосельская дорога

Царскосельская дорога

 

  Московский проспект — одна из главных и самых протяженных магистралей Санкт-Петербурга. Он начинается у Сенной площади и заканчивается у площади Победы. Прямой как стрела проспект вытянулся с севера на юг вдоль Пулковского меридиана почти на десять километров и соединяет центр города с его южными окраинами.

    Исторически магистраль формировалась как часть почтового тракта, соединявшего Петербург с Новгородом, Тверью и Москвой. Это была одна из самых благоустроенных трасс: освещенная, с мраморными верстовыми столбами, которые отмечали расстояния от Петербурга до Москвы и до Царского Села.
Необходимость в дороге появилась в 1710 году с основанием царской резиденции в Сарской мызе. Дорогу стали прокладывать от Пулковской горы точно по меридианному направлению - на шпиль колокольни Петропавловского собора, высотной доминанты петровского Санкт-Петербурга, от чего происходит название Царскосельской перспективы. Дорога имела общегосударственное значение с самого начала своей истории, поэтому ее облику и состоянию всегда уделялось особое внимание.
Свое первое официальное название Сарская дорога  получил только в 1725 году при императрице Екатерине I . Дорога вела к ее загородному дворцу в Сарской мызе, как тогда называли будущее Царское Село, с его роскошными дворцами, прекрасными садами и парками. По названию этого пригорода Петербурга, где размещалась летняя царская резиденция, магистраль стала называться Царскосельским проспектом.
Московский проспект именовался по-разному на различных его участках и в разные периоды истории города. Так, от Сенной площади до будущего Обводного канала с конца XVIII века до нач.XX века он назывался Обуховским по имени подрядчика, строившего здесь мосты (здесь находился первый в Петербурге «желтый дом»  -   рассказывали, что в нем несколько раз бывал А. С. Пушкин, приходивший туда навестить знакомого, который сошел с ума после крупного карточного проигрыша. Говорят, именно там ему пришла в голову идея повести – «Пиковая дама», главный герой которой, как известно, тоже закончил свои дни в корпусе для умалишенных Обуховской больницы ).
    Другой участок — от Московских ворот до Чигиринской улицы (ныне Рощинская ул.) — имел несколько названий: до середины XVIII века — дорога в Сарскую мызу; Царская першпектива (середина XVIII века — 1-я половина XIX века); Московское шоссе (2-я половина XIX — начало XX века). Проспект в целом тоже имел различные наименования: Царскосельский проспект — с конца XVIII века до 1787 года, Забалканский проспект — с 1878 по 1925 год (был назван в честь победы России над Турцией в войне 1877—1878 годов и освобождения народов Балкан от османского ига), Международный проспект (1925—1950), проспект Сталина (1950— 1956), с 1956 года по настоящее время— Московский проспект..


 
В середине XVIII века проспект представлял собой сравнительно ухоженную шоссированную дорогу. Для большей сохранности обыкновенным обывателям ездить по ней запрещалось. Но это продолжалось недолго. Со строительством на берегу Обводного канала Скотопригонного двора, или, говоря современным языком, обыкновенной бойни, Царскосельский тракт превращается в широкую проселочную дорогу, по которой гнали скот на убой. В 1860-х годах о ней говорили как о грязной, ухабистой, раскисавшей после каждого дождя улице. Ее редкие обитатели горько шутили: «Нашу улицу перейти, что Дунай переплыть».
Кроме того, проспект долгое время славился своей общегородской свалкой, которая располагалась сразу за городскими бойнями, напротив Новодевичьего монастыря. По воспоминаниям окрестных жителей, свалка постоянно дымилась, отбросы прели, курились, «над ними колыхался зловонный густой туман». Свалку горожане прозвали «Горячим полем». Это было место постоянного прибежища всяких антисоциальных элементов: бездомных, бандитов, воров и нищих.

 
После революции город стал активно развиваться в южном направлении, активно застраивалась чётная сторона. В ХХ веке на Московском проспекте было создано много промышленных предприятий и открыто восемь станций метро. Географически эта магистраль заканчивается площадью Победы, которая до середины ХХ века носила старинное название Средняя Рогатка. За площадью Московский проспект переходит в Пулковское шоссе, ведущее в столицу России.
На всех этапах развития Петербурга он оставался одной из основных магистралей города.