Фонтаны на Пулковском шоссе

Фонтаны на Пулковском шоссе

В царствование императора Александра I  вдоль Царскосельской дороги были сооружены пять фонтанов. Сами фонтаны не имели непосредственного практического значения, они были исключительно декоративными сооружениями. Несомненно, при их устройстве учитывался художественный вкус императора.
В XVIII веке вода с вершины Пулковской горы использовалась для снабжения фонтанов на Царскосельской дороге. Пулковская вода, славилась чистотой, прозрачностью и отменным вкусом. Современники приписывали ей целебные свойства. В былые времена сюда посылали за водой из Санкт-Петербурга, и, говорят, даже теперь есть гастрономы, которые не могут пить никакой воды, кроме Пулковской-13. Неслучайно Пулковские крестьянки отличались отменным здоровьем и красотой, их часто брали кормилицами для младенцев императорского дома.
В 1807—1809 годы по проекту А. Воронихина  в Пулковском саду соорудили первый фонтан – Грот, который фактически представлял собой родник, декорированный в виде паркового павильона Он сохранился на окраине парка Пулковской обсерватории на восточном склоне горы, за развилкой Пулковского и Петербургского шоссе. Несмотря на свой облик в стиле классицизма, этот фонтан с тихо журчащей водой напоминал: путешественникам - турецкие роскошные фонтаны и ассоциировался с Бахчисарайским фонтаном» А. С. Пушкина. В 1911-1944 годах во время осады Ленинграда Грот использовали как перевязочный пункт для раненых, поскольку здесь было вдоволь чистой воды, а склон горы защищал это место от неприятельского обстрела со стороны г. Пушкина и Дудергофа.
Четыре фонтана на Царскосельском, ныне - Пулковском шоссе сооружены в 1808-1809 годы по проекту архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона.
Два фонтана, достаточно простые по композиции, были решены в виде мощных каменных блоков, декорированных рельефами.
Один фонтан, находившийся в деревне Каменке, представлял собой невысокое пирамидальное сооружение с закругленной верхней частью.


 
Из основания верхней части струи воды ниспадали в симметрично расположенные гранитные чаши, поднятые над землей. Чаши примыкали к прямоугольному гранитному пьедесталу, служащему фундаментом всей композиции. Фасадную верхнюю часть фонтана архитектор украсил высеченной в камне маской Нептуна - божества с задумчиво мечтательным взором и роскошной бородой, трезубец и вокруг него витой дельфин, изо рта которого стекала вода в гранитные чаши. Со временем фонтан потерял свое практическое значение и в 1935 году был перенесен в сквер перед западным фасадом Казанского собора, где довольно удачно вписался в воронихинский ансамбль.
После окончания Великой Отечественной войны фонтаны были перемещены: один из них расположился в Московском парке Победы. Сегодня, правда, старинный фонтан в парке Победы видеть нельзя: в 2003 году его снова переместили — на этот раз на Сенную площадь, где ему явно неуютно среди транспортных потоков.
Третьему же, ближайшему к Пулковой горе, зодчий придал облик тяжелого по пропорциям четырехколонного павильона на массивном постаменте с фигурами сфинксов у подножия.

Фонтан с четырьмя сфинксами устроили в центре деревенской площади Подгорного Пулкова. Открытый купольный павильон высотой около восьми метров и сейчас стоит на разграничительной полосе у подножия Пулковской горы. Наряду с «мраморными верстовыми пирамидами» - он составляет парадное архитектурное убранство Царскосельской дороги в настоящее время. Это самый нарядный и богато оформленный фонтан из всего ансамбля. Он является ярким образцом декоративно-парковой архитектуры стиля ампир с величественными монументальными формами. Лежащие на постаментах четыре гранитных сфинкса придают павильону особую выразительность и своеобразие. Со временем сфинксы казались бронзовыми, они позеленели от сырости и времени, покрылись патиной и мхом, за что в народе их прозвали «четыре ведьмы».
 Фонтан находился поблизости от почтового двора и трактира в центре регулярной площади деревни Подгорной Пулковой, где для отдыха останавливались путешественники по дороге из Петербурга в Царское Село и далее - в Москву Известно, что здесь останавливался А. С. Пушкин, предпринимавший даже пешне прогулки в Царское Село. Только этот последний фонтан до сих пор остается на том месте, где изначально был сооружен.


ЛИТЕРАТУРА (из фондов ЦБС Московского района)

Посмотреть